в двух словах
Шведский поп-дуэт “Роксетт” образован в 1986 году и состоит из Мари Фредрикссон и Пера Гессле. Мари отвечает за главный вокал, Пер является автором почти всех их песен. Жанр группы - популярная рок-музыка. На текущий момент группа выпустила семь студийных альбомов и несколько сборников; общий объем продаж их записей составляет более 75 миллионов экземпляров. На счету дуэта семь совместных турне, два из которых мировые. Кроме работы в ”Роксетт”, Пер и Мари пользуются успехом в Швеции со своими сольными карьерыми, в рамках которых у них выходили альбомы как на шведском, так и на английском языке.
Название
“Roxette” - название дебютной песни британской группы “Dr. Feelgood” 1974 года. Это несуществующее, предположительно французское женское имя, созвучное слову рок (рок-музыка), пришлось по душе Перу Гессле, и в 1984 году, когда шла речь о выпуске в США первого (и последнего) англоязычного альбома его группы “Gyllene Tider”, он предложил это имя звукозаписывающей компании вместо сложного для американцев настоящего названия своей группы. По забавному стечению обстоятельств, Мари Фредрикссон исполняла фоновый вокал на том альбоме, и в некотором роде его можно воспринимать как “нулевой” альбом будущего дуэта. В 1986 году, когда Мари и Пер решили попробовать покорить мир и записали песню “Neverending Love” (“Бесконечная любовь”), поднялся вопрос о названии для нового проекта, и Пер вспомнил про “Роксетт”. Поскольку это женское имя, в дальнейшем немало людей приходили к выводу, что так зовут Мари, а Пер - просто гитарист в группе; в начале их карьеры за границей ему иногда даже не выделяли гримуборную.
Случайно это или нет, но слово “Роксетт” созвучно с “Рокеттс”. “The Rockettes” это известная американская танцевальная труппа, состоящая исключительно из девушек и специализирующаяся на синхронном эстрадном танце, основанная в 1925 году и выступающая по сей день. Одна танцовщица из этого ансамбля называлась бы “Рокетт” (Rockette). В начале своей карьеры, выступая в театре “Рокси” (“Roxy Theatre”), они назывались как “Роксиеттс” (Roxyettes), что еще ближе к “Роксетт” по звучанию.
Музыканты
Мари играет на фортепиано, Пер предпочитает гитару. Но сами они играют на музыкальных инструментах в основном на концертах. В студии, как правило, клавишные берет на себя их продюсер, Кларенс Оверман (Clarence Öfwerman), а все знаменитые партии на электрогитаре - дело рук Йонаса Исакссона (Jonas Isacsson). На бас-гитаре в прошлом играл Андерс Херрлин (Anders Herrlin), а с 99-го года его место занял Кристоффер Люндквист (Christoffer Lundquist). Бессменный ударник Roxette - Пелле Альсинг (Pelle Alsing), за исключением тех записей, где вместо ударной установки использовался синтезатор. Но вообще у Roxette нет четко определенного состава группы. Во время работы над альбомом, для реализации своих идей, они приглашают различных музыкантов, иногда всего для одной партии на каком-то инструменте. Гастролировать они предпочитают более или менее в одном и том же составе, но во время второго мирового турне, например, у них был второй ударник Маттс Перссон (Matts Persson) и дополнительный гитарист Микаэль Андерссон (Mikael Andersson).
На фотографии, слева направо: Андерс Херрлин, Микаэль Андерссон, Йонас Исакссон, Мари Фредрикссон, Пер Гессле, Пелле Альсинг, Кларенс Оверман, Маттс Перссон. Фото сделано во время второго мирового турне группы в 1994 году.
Авторство
Вопрос авторства важен тем, что автор получает деньги с каждой продажи записи его песни, независимо от исполнителя. Порой это бывает причиной конфликтов и даже распада группы, но Roxette избежали такой участи. Автор основного массива песен группы - Пер Гессле. Иногда соавтором является Мари или его старый друг Маттс Перссон по прозвищу "М.П."1. По словам Пера, сам он никогда не стремился захватить монополию на авторство, его цель - сделать как можно лучший альбом, и они вместе отбирают наиболее удачные песни. Мари никогда не специализировалась на песнях “для хит-парадов”, ее творчество более серьезно, поэтому ей, возможно, не так легко писать музыку, подходящую для Roxette. К тому же, долгое время она не решалась писать на английском и была ограничена стихами, которые писал Пер. Тем не менее, ее вклад придает музыке группы глубину и делает ее еще более разнообразной.
1 - аббревиатура MP в английском обозначает “член парламента” (Member of Parliament).
Тексты песен
Слова в популярной музыке зачастую представляют меньшую важность по сравнению с мелодией, ритмом, вокалом, аранжировкой. Особенно когда речь идет о международном успехе. Простота, даже примитивность, броские фразы и хорошее звучание слов делают песню запоминающейся и понятной даже тем, кому английский не родной. Пер Гессле, выросший на музыке 60-х, впитал этот подход как правило; он играл приглянувшимися словосочетаниями как кубиками, и тексты его песен, особенно ранних, изобилуют, наравне с поэтической символикой, эффектными созвучиями и рифмами - порой, увы, в ущерб смыслу. С годами он стал уделять смыслу больше внимания; в его поздних работах можно найти больше глубины, искренности, более точно переданное чувство.
Мари никогда не знала английский так хорошо, как Пер, и долгое время не отваживалась сочинять песни на "родном языке" Roxette. Ее подход к словам другой; на шведском она пишет прямо и открыто о том, что знает и чувствует, используя как символические образы, так и лишенные прикрас реалистические описания. Смысл, который она хочет донести до слушателя, для нее всегда первичен и более важен, чем внешний эффект, производимый словами. В ее английских текстах чувствуется определенная скованность, продиктованная недостаточно глубоким знанием языка, но это компенсируется свежим подходом к выражению мыслей и эмоций.
Основная тематика песен “Роксетт” - любовь, романтические отношения. Они редко изменяют “вечной теме” и не пишут песни о политике, глобальном кризисе или социальных проблемах.
Баллады на испанском
Roxette всегда пользовались большой популярностью среди испаноязычных жителей земного шара; особенно в Латинской Америке, гастроли по которой они вспоминают до сих пор с большой теплотой. Многие группы и звезды, например, The Beatles, Abba, Sting, исполняли свои хиты на других языках, и Roxette не исключение. В общей сложности Мари и Пер записали 16 своих баллад на испанском, но увидело свет только 15. 12 в составе альбома “Baladas En Español” в 1996-м году и 3 на специальной версии альбома “Have A Nice Day” в 1999-м. Испанская версия песни “You Don't Understand Me”, упоминавшаяся Пером в одном из интервью, осталась “про запас”. Несмотря на то, что ни Мари, ни Пер не знают испанский, носители этого языка хвалят произношение Мари... но не в большом восторге от акцента Пера. Основная критика пришлась на переводы, качество которых, по заявлению некоторых, особенно язвительных поклонников, заставляет усомниться в том, что переводчик, Луис Гомес Эсколар (Luis Gómez Escolar), вообще читал оригинальные тексты. Сложно оценить обоснованность таких нападок, не зная в совершенстве испанский язык; многие переводы, как кажется, сделаны достаточно близко к тексту. Однако, например, его версия песни “Salvation” (“Спасение”), в которой говорится о счастливой любви, называется “Мне жаль” (“Lo Siento”), и повествует о расставании и одиночестве. Как бы то ни было, с 1999 года Roxette больше не записывают испанские версии своих песен.
Видеоклипы
Видеоклипы - неотъемлемая часть музыкального бизнеса, особенно когда речь идет о международных проектах. Работая в Швеции на шведском языке, Пер и Мари выступали на ТВ или на концертах, и видеоклипы им были просто не нужны. Проект “Роксетт” изначально планировался для успеха за рубежом, и Мари, которой с юности импонировала идея стать актрисой, получила возможность хоть частично реализовать свой потенциал в этой области. Однако съемки клипов всегда сопряжены с трудностями; как правило съемочный день начинается на рассвете, несколько часов накладывают грим, а потом еще, того гляди, придется стоять в легкой одежде на холодном ветру. Бывают и другие сложности, например, один из наиболее известных их видеоклипов, “It Must Have Been Love”, почти целиком был снят ускоренно, чтобы добиться в итоге эффекта плавного воспроизведения. По словам Мари, это было весьма необычно, исполнять трагическую балладу на двойной скорости, жестикулируя в стиле Микки-Мауса. Но результат, безусловно, того стоил.
Ранние клипы Roxette можно назвать “пробой пера”, но когда они достигли международной популярности, все стало серьезнее. Об успехе нужно заботиться. Звукозаписывающая компания приглашала для съемок режиссеров из США и Европы, таких как Питер Хит (Peter Heath), Даг Фрил (Doug Freel), Уэйн Айсэм (Wayne Isham), Мэтт Мюррей (Matt Murray). И все же, Мари и Пер всегда отдавали предпочтение землякам; самый “популярный” их режиссер - Йонас Окерлюнд (Jonas Åkerlund). Особенного упоминания заслуживает Антон Корбейн (Anton Corbijn), известный голландский фотограф и режиссер, снявший весьма интересные и “художественные” видеоклипы к песням “Salvation” и “Stars”. Самым дорогим клипом Roxette является пока что “The Centre Of The Heart”, на втором месте - “Spending My Time”; оба обошлись в более чем полмиллиона долларов.
Многие видеоклипы Roxette показывают их “на рабочем месте” - на сцене, у микрофона, с музыкальными инструментами. Некоторые сняты во время турне, как правило тем же режиссером, который руководил съемками концерта, и содержат кадры из живых выступлений. Есть и весьма необычные, например, один из последних клипов группы, “Opportunity Nox” - мультипликационный.
Концерты
Концертная деятельность всегда была важной составляющей “Роксетт”. На их счету два мировых турне, три европейских и три внутренних шведских (не считая промо- и мини-туров и отдельных концертов). На очереди - еще одно мировое турне. По словам Мари, живые выступления - лучшая часть ее работы в группе. С особенной теплотой она вспоминает гастроли по Латинской Америке. Не ставя доход превыше всего, группа посещала не только богатые и цивилизованные государства, но и много бедных стран, и нередко там их принимали с куда большей теплотой, чем в пресыщенной Европе и США.
Для творческого человека повторение одного и того же всегда утомительно, и живые версии песен Roxette никогда не звучали точными копиями студийных. Аранжировки переделывались под текущий состав группы, иногда меняясь до неузнаваемости. Некоторые песни исполнялись в “облегченной”, акустической форме. В некоторых заменялись слова (иногда, впрочем, по забывчивости самих музыкантов). Мари, будучи склонной к импровизации, наверное ни разу не исполнила одну и ту же песню одинаково. Она всегда меняла или дополняла мелодии, особенно в балладах - как правило, живьем они звучали более эмоционально, эпически, завораживая слушателей как тональным, так и динамическим диапазоном ее голоса. Особенно нужно отметить те случаи, когда Мари и Пер оставались на сцене вдвоем, например, при исполнении "Things Will Never Be The Same" во время турне 1991 года, или "Listen To Your Heart" в 1994-м. Тогда становилось очевидно, что они из разряда тех музыкантов, которым не нужен никто - ни оркестр, ни группа танцоров, ни лазерное шоу, ни армия продюсеров и менеджеров, режиссирующих каждый их жест; они могут выйти на сцену вдвоем, с гитарой, исполнить свою песню и сорвать бурю аплодисментов.
Несмотря на большую любовь к концертам, Roxette никогда не выпускали живых альбомов, считая, что слушать целый концерт скучно. Альбом “Tourism”, по заявлению Пера - “не живой альбом, а туровый”, содержал всего три с половиной концертные записи. Отдельные живые песни можно найти среди дополнительных дорожек на синглах, но целиком концерты выпускались на компакт-дисках только неофициально. На видеокассетах и лазерных дисках концерты выходили, но в период пика популярности группы, видимо, по политико-экономическим соображениям, их выпускали не целиком, а частично, перемежая видеоклипами и/или интервью. Так, кассета “Look Sharp Live” содержит всего 3 живых исполнения, на “Live-ism” их уже 12, но не все представлены целиком. В итоге, полностью были выпущены только три концерта: со второго шведского турне в 1989 году, акустический “MTV Unplugged” 1993 года и концерт в Йоханнесбурге в 1995-м со второго мирового турне. К сожалению, на DVD пока что официально вышел лишь “MTV Unplugged” (в составе коллекционной коробки “RoxBox”), а остальные доступны только неофициально, конвертированные с лазерных дисков или кассет фанатами и пиратами.
Под фонограмму
Пер и Мари не всегда выступают живьем. На телевидении они, как правило, “поют” под фонограмму. Пер относится к этому нормально, а Мари всегда предпочитала живое выступление, которое она сравнивает с диалогом со слушателем, и чувствует себя не в своей тарелке, когда ей приходится открывать рот под собственный голос. Необходимость выступать под фонограмму, как правило, продиктована нехваткой времени на репетиции или техническими трудностями, поэтому на телевидении вообще мало кто поет живьем. Тем не менее, фанатами сохранено немало записей живых выступления Roxette на ТВ, одним из наиболее запоминающихся является акустическая версия “Run To You”.
Сольные работы
Мари Фредрикссон была достаточно известной певицей в Швеции, когда согласилась принять участие в “Роксетт” вместе с Пером, у которого к тому моменту на счету было два сольных шведских альбома и целая карьера с группой “Gyllene Tider” за плечами. И как бы ни был важен для них международный успех, в их талантливых умах неизменно рождались идеи, которым не было места в Roxette. Музыка Мари всегда была более серьезной и менее “попсовой”, чем требуется для успеха в хит-парадах, к тому же она долгое время не решалась начать писать на английском. Ее сольная карьера была для нее как бы отдушиной. Пер не мог забыть свою старую группу и то и дело записывал с ними по нескольку песен на очередной юбилей. Некоторые песни, не подошедшие для Roxette, музыканты могли выпустить на своих сольных альбомах. Любящие скандалы журналисты порой пытались создать впечатление того, что Roxette на грани распада, ссылаясь на то, что у Мари или Пера вышел очередной альбом “на стороне”, но для самих музыкантов это было в порядке вещей. И, невзирая на слухи и сплетни, они, “выпустив пар” в сольном проекте, продолжали находить мотивацию и вдохновение для очередного альбома Roxette.
Итого на сегодняшний день у Пера 3 студийных сольных альбома на английском и 4 на шведском, а у Мари 6 на шведском и один на английском. Это не считая сборников, живых альбомов и совместных проектов с другими музыкантами/группами.
Личная жизнь
Мари Фредрикссон замужем за музыкантом Микаэлем Болиошом (Mikael Bolyos) с 1994 года, у них двое детей: дочка Инес Йозефин (Inez Josefin, родилась 29 апреля 1993 года) и сын Оскар Микаэль (Oscar Mikael, родился 26 ноября 1996 года). Пер Гессле женат на Осе Нордин (Åsa Nordin) с 1993-го года, у них один сын Габриель Титус (Gabriel Titus, родился 5 августа 1997 года). И Пер, и Мари - довольно неинтересные персоны для бульварной прессы, они не употребляют наркотики, не делают подтяжек, не участвуют в попойках и оргиях, дружат семьями. И, поскольку их музыка не нуждается в дешевой рекламе, то даже скандальных слухов они о себе не распространяют.